Растрескивание в резервуарах для хранения щелочи из аустенитной нержавеющей стали 316L: Удивительные причины | MachineMFG

Растрескивание резервуаров для хранения щелочи из аустенитной нержавеющей стали 316L: Удивительные причины

0
(0)

Щелочно-индуцированное коррозионное растрескивание под напряжением, также известное как "щелочное охрупчивание" или "щелочное растрескивание", было задокументировано в многочисленных литературных источниках. Однако большинство исследований посвящено высокотемпературным условиям, в то время как исследований, посвященных щелочному охрупчиванию нержавеющей стали при средних и низких температурах, относительно меньше.

Хотя разрушение из-за охрупчивания щелочью может происходить при высоких температурах, такие разрушения при средних и низких температурах относительно редки.

На одной из отечественных атомных электростанций бак для хранения генератора водорода был изготовлен из аустенитной нержавеющей стали 316L и содержал раствор KOH, рабочее давление которого составляло 700-800 кПа. После восьми лет эксплуатации в нижней части бака появились трещины.

Для определения причины растрескивания были проведены тщательный физико-химический осмотр и анализ напряженного состояния в различных областях резервуара. На основе полученных результатов были предложены предложения по улучшению ситуации.

1. Физико-химический контроль

1.1 Макроскопическое наблюдение и испытания пенетрантом

Резервуар для утечек состоит из цилиндра и эллиптической головки, которые сварены вместе. Головка может быть разделена на прямую и изогнутую части, как показано на рис. 1a.

На внешней стенке головки имеется сквозная трещина, расположенная у прямого края. Верхний конец трещины находится примерно в 8 мм от линии сварки, а нижний - примерно в 13 мм от линии сварки. Общая длина трещины составляет около 5 мм.

Рис. 1 Макроморфология зоны протечки резервуара до и после испытания пенетрантом

В ходе испытаний резервуара с помощью жидкостного пенетранта было установлено, что на внешней стенке резервуара, кроме сквозной трещины, нет других трещин. Однако на обеих сторонах внутренней стенки вблизи сварного шва были обнаружены многочисленные трещины. Эти трещины включали осевые трещины, расположенные перпендикулярно сварному шву, и окружные трещины, расположенные параллельно сварному шву, как показано на рис. 1b.

Осевые трещины присутствовали только на прямом участке головки в пределах 13 мм от линии сварного шва. Они имели равномерное распределение по окружности и разную длину. Верхний конец более длинной трещины находился на расстоянии 1-2 мм от линии сварного шва, а нижний - на расстоянии около 13 мм. Верхний конец более короткой трещины находился на расстоянии около 4 мм от линии сварного шва, а нижний - на расстоянии около 10 мм. Эта трещина была классифицирована как трещина типа А, а сквозная трещина также была классифицирована как трещина типа А.

Окружные трещины располагались с обеих сторон сварного шва на расстоянии 1-3 мм от линии сварки. Трещины со стороны цилиндра были классифицированы как трещины класса B1, а трещины со стороны головки - как трещины класса B2.

Макроскопическая диаграмма распределения трещин в протекающем резервуаре показана на рис. 2.

1.2 Анализ химического состава

Химический состав основного металла цилиндра и головки был проанализирован с помощью искрового спектрометра прямого считывания. Результаты показали, что оба химических состава соответствуют требованиям, указанным в стандарте ASTM A473-2017.

1.3 Металлографический контроль

Образцы были взяты из основного металла ствола и головки и подвергнуты металлографическому контролю с помощью оптического микроскопа. Микроструктура основного металла резервуара представлена на рисунке 3.

Микроструктура основного металла ствола состояла из аустенит с небольшим количеством отожженных двойников и имела размер зерна 6-го класса. Между тем, микроструктура основного металла головки состояла из аустенит со значительным количеством деформационных двойников и полос скольжения, с размером зерна 3,5.

1.4 Испытание на твердость

Для измерения твердости различных частей танка использовался цифровой твердомер Виккерса. Результаты показали, что твердость основного металла ствола и головки составила 165 HV и 248 HV, соответственно.

Твердость сварного шва со стороны цилиндра зона термического влиянияа зона термического влияния со стороны головки составила 171 HV, 188 HV и 165 HV, соответственно. Средняя толщина зоны термического влияния со стороны цилиндра и головки составила 3,71 мм и 4,24 мм, соответственно.

Цилиндр был сделан из сталь 316L в нормальном отожженном состоянии. Твердость стали 316L не указана в стандарте ASTM A473-2017. Однако, согласно стандарту Cold Rolled Stainless Steel Plates and Strips (GB/T 3280-2015), твердость стали 316L не должна превышать 220 HV.

Высокая твердость головки, связанная с наличием в структуре значительного количества деформационных двойников и полос скольжения, может быть объяснена тем, что это сталь 316L в состоянии холодной технологической закалки.

1.5 Анализ морфологии трещин

1.5.1 Анализ поверхности трещины

Рис. 4 Положение образца поверхности трещины на внутренней стенке резервуара для хранения

На внутренней стенке резервуара должны быть отобраны для анализа трещины на поверхности класса A и класса B. Место отбора проб показано на рисунке 4.

После того как образец был сплющен, отполирован и протравлен методом дуговой поверхности, он был исследован с помощью оптического микроскопа. Микроскопическая морфология показана на рисунке 5.

Очевидно, что оба типа трещин распространяются в направлении кристаллической структуры на поверхности.

Рис. 5 Микроморфология трещин типа А и типа В на внутренней стенке резервуара для хранения

Центральная часть трещины типа А широкая, а два ее конца - узкие.

Зона термического воздействия со стороны головки имеет как крупнозернистую, так и мелкозернистую зону общей длиной около 4 мм.

В зоне термического воздействия со стороны цилиндра наблюдается только крупнозернистая зона длиной около 0,8 мм, а мелкозернистая зона отсутствует.

В основном металле со стороны головки наблюдается значительное количество деформационных двойников и полос скольжения, характеризующихся высокой степенью деформации и искажения. Статическая рекристаллизация происходит во время процесс сварки из-за нагрева.

В результате высокой температуры вблизи сварного шва после рекристаллизации происходит рост зерна с образованием крупнозернистой зоны.

В зоне, удаленной от сварного шва, происходит только статическая рекристаллизация, зерно не растет, в результате чего образуется мелкозернистая зона.

Основной металл со стороны цилиндра находится в отожженном состоянии, с ограниченными деформациями и искажениями и недостаточной движущей силой рекристаллизации.

Из-за высокой температуры вблизи сварного шва происходит непосредственный рост зерна, образуя крупнозернистую зону.

Поскольку температура в зоне, удаленной от сварного шва, ниже температуры роста зерна, происходит только восстановление без рекристаллизации, и нет мелкозернистой зоны, подобной той, что на стороне головки. В результате невозможно напрямую определить протяженность зоны термического влияния.

Родительские материалы ствола и головки изготовлены из 316L нержавеющая стальс одинаковой теплопроводностью. Размеры зон термического воздействия с обеих сторон сварного шва примерно одинаковы.

Исходя из размеров зоны термического воздействия со стороны головки, можно сделать вывод, что ширина зоны термического воздействия на стволе составляет около 4 мм.

Замечено, что один конец некоторых трещин типа А расположен в зоне термического влияния, а другой конец - на прямом участке головки, причем центр расположен на прямом участке головки.

Оставшаяся часть трещин типа А расположена на прямом крае головы.

Все трещины типа B расположены в зонах термического влияния с обеих сторон сварного шва.

1.5.2 Анализ сечения трещины

Рис. 6 Морфология микроструктуры в направлении толщины стенки трещин класса А
Рис. 7 Морфология микроструктуры в направлении толщины стенки трещин типа B

На рисунках 6 и 7 показаны микроструктуры двух типов трещин в направлении толщины стенки.

Трещины типа А идут от внутренней стенки к внешней стенке резервуара, следуя за кристаллом, с различной глубиной. Сильные части этих трещин почти охватывают всю толщину стенки резервуара, с раздвоенной вершиной трещины и границей зерен, которая не сенсибилизирована. Они обладают типичными характеристиками межкристаллитного коррозионного растрескивания под напряжением.

Трещины типов B1 и B2 в основном встречаются в зонах термического влияния с обеих сторон сварного шва. Эти трещины простираются вдоль зерна, с раздвоенной вершиной трещины и границей зерна, которая не сенсибилизирована, демонстрируя типичные характеристики межкристаллитного коррозионного растрескивания под напряжением.

Микротвердость трещин типов A, B1 и B2 составляет 242 HV, 171 HV и 157 HV, соответственно.

Резкое снижение твердости в зоне трещины типа В2 связано с возникновением статической рекристаллизации после процесс сварки, который преобразует исходные деформированные зерна аустенита.

Рис. 8 Глубина трещины типа А в различных областях вдоль одного и того же направления длины трещины

Чтобы получить дополнительные сведения о месте зарождения трещины типа А на внутренней стенке резервуара, глубина трещины была иссечена и измерена в центре и с обеих сторон по направлению ее длины. Результаты представлены на рисунке 8.

Самая глубокая часть трещины вдоль направления толщины стенки находится в середине, что указывает на то, что начало трещины типа А лежит в центре направления ее длины и простирается от внутренней поверхности стенки в обе стороны.

1.6 Анализ остаточных напряжений

Сайт Остаточное напряжение Анализатор используется для оценки остаточных напряжений в цилиндре и головке, а сварной шов служит границей. Испытания проводятся в двух направлениях, 0° (параллельно направлению сварного шва) и 90° (перпендикулярно направлению сварного шва), а результаты представлены на рис. 9.

Зоны остаточных растягивающих напряжений со стороны цилиндра в направлениях 0° и 90° находятся на расстоянии примерно 20 мм и 12 мм от центральной линии сварного шва, соответственно. Со стороны головки зоны остаточных растягивающих напряжений в направлениях 0° и 90° находятся на расстоянии примерно 17 мм и 15 мм от осевой линии сварного шва, соответственно.

Трещины типов A и B расположены в зонах остаточных растягивающих напряжений.

2. Всесторонний анализ

В зоне остаточных растягивающих напряжений резервуара обнаружены трещины типов A и B, обе они идут по толщине стенки от внутренней к внешней стенке в направлении кристалла.

Трещины типа А начинаются в области основного металла головки и распространяются по поверхности перпендикулярно сварному шву с обеих сторон.

Трещины типа B расположены в зоне термического влияния по обе стороны от сварного шва и простираются параллельно шву вдоль его поверхности.

Голова изготовлена методом холодной процесс штамповки.

Прямой край головы образован отбортовка края исходного листа внутрь, что приводит к значительной пластической деформации и остаточному растягивающему напряжению.

Под длительным воздействием начального остаточного напряжения при холодной обработке, температуры 65-70℃ и условий эксплуатации в щелочном растворе KOH образуется межкристаллитное коррозионное растрескивание под напряжением в направлении, перпендикулярном сварному шву.

Первоначальное остаточное напряжение исчезает из-за восстановления и рекристаллизации зерен аустенита после сварки в зоне термического влияния.

Сварочное остаточное растягивающее напряжение возникает в зоне термического влияния из-за усадки зерен аустенита при охлаждении. Это напряжение в основном перпендикулярно сварному шву, и под длительным воздействием условий эксплуатации в растворе щелочи KOH при температуре 65-70℃ образуется межкристаллитное коррозионное растрескивание под напряжением параллельно сварному шву.

Механизм растрескивания резервуара объясняется мембранной теорией коррозионного растрескивания под напряжением, вызванного щелочью.

В среде щелочного раствора KOH на внутренней поверхности стенки резервуара образуется пассивная пленка, но она разрушается под действием высокого остаточного растягивающего напряжения.

После разрушения пассивирующей пленки она не сразу восстанавливается на металлическая поверхность в зоне разлома.

Затем голый металл вступает в контакт со щелочью KOH, и OH- концентрируется в области поверхностного разрушения, что приводит к реакции с голым металлом.

Голый металл вступает в реакцию с концентрированной щелочью, образуя пленку оксида металла, но под действием напряжения эта пленка снова разрушается, повторяя цикл пассивации и разрушения, в результате чего трещина продолжает расширяться и увеличиваться. В конце концов, бак трескается и дает течь.

3. Выводы и предложения

(1) Окружные и осевые трещины на внутренней стенке резервуара вызваны коррозионным растрескиванием под напряжением, вызванным щелочью.

Окружные трещины в основном вызваны остаточным растягивающим напряжением при сварке, а осевые трещины в основном вызваны остаточным растягивающим напряжением при холодной обработке на прямой кромке головки.

(2) Чтобы избежать образования трещин по окружности, важно контролировать сварочное тепло и снизить остаточное напряжение при сварке.

Для предотвращения появления осевых трещин необходимо после холодная штамповка головки для снижения остаточного напряжения при холодной обработке.

(3) Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию оборудования, во время работы следует усилить меры неразрушающего контроля, такие как испытания пенетрантом, для дополнительной защиты.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Cracking in 316L Austenitic Stainless Steel Alkali Storage Tanks: The Surprising Reasons | MachineMFG

Inquire About Our Sheet Metal Machines Now!

Cracking in 316L Austenitic Stainless Steel Alkali Storage Tanks: The Surprising Reasons

0
(0)

Alkali-induced stress corrosion cracking, also known as “alkali embrittlement” or “alkali cracking,” has been documented in numerous literature sources. However, most of the research focuses on high temperature conditions, while there is relatively less research on the alkali embrittlement of stainless steel at medium and low temperatures.

Although failure due to alkali embrittlement can occur in high temperature environments, such failures at medium and low temperatures are relatively uncommon.

In a domestic nuclear power plant, the storage tank for the hydrogen generator was made of 316L austenitic stainless steel and contained KOH solution, with a working pressure of 700-800 kPa. After eight years of service, the lower head of the tank developed cracks.

A thorough physical and chemical inspection and analysis of the stress state in different areas of the tank were conducted to determine the cause of the cracking. Based on the results, suggestions for improvement were proposed.

1. Physical and chemical inspection

1.1 Macroscopic observation and penetrant testing

The leakage tank is composed of a cylinder and an elliptical head, which are welded together. The head can be divided into a straight edge section and a curved section, as depicted in Figure 1a.

A through crack is present on the outer wall of the head and is located at the straight edge. The upper end of the crack is approximately 8 mm from the weld line, while the lower end is about 13 mm from the weld line. The total length of the crack is around 5 mm.

Fig. 1 Macro morphology of tank leakage area before and after penetrant testing

Liquid penetrant testing was performed on the tank and revealed that no additional cracks were present on the outer wall of the tank, apart from the through crack. However, multiple cracks were discovered on both sides of the inner wall near the weld. These cracks included axial cracks perpendicular to the weld and circumferential cracks parallel to the weld, as shown in Figure 1b.

The axial cracks were only present in the straight edge section of the head, within 13 mm from the weld line. They had a uniform circumferential distribution and different lengths. The upper end of the longer crack was 1-2 mm from the weld line, while the lower end was approximately 13 mm away. The upper end of the shorter crack was about 4 mm from the weld line, with the lower end approximately 10 mm away. This crack was classified as a Type A crack, while the through crack was also classified as a Type A crack.

The circumferential cracks were located on both sides of the weld, 1-3 mm from the weld line. Cracks on the cylinder side were classified as Class B1 cracks, and cracks on the head side were classified as Class B2 cracks.

The macroscopic diagram of the crack distribution in the leaking tank is shown in Figure 2.

1.2 Chemical composition analysis

The chemical composition of both the cylinder and head base metal was analyzed using a spark direct reading spectrometer. The results showed that both chemical compositions meet the requirements specified in the ASTM A473-2017 standard.

1.3 Metallographic inspection

Samples were taken from the barrel and head base metal and subjected to metallographic inspection using an optical microscope. The microstructure of the tank base metal is depicted in Figure 3.

The microstructure of the barrel base metal was found to consist of austenite with a small amount of annealed twins, and had a grain size of grade 6. Meanwhile, the microstructure of the head base metal was composed of austenite with a significant amount of deformation twins and slip bands, and had a grain size of 3.5.

1.4 Hardness test

A digital Vickers hardness tester was used to measure the hardness of various parts of the tank. The results showed that the hardness of the barrel and head base metal was 165 HV and 248 HV, respectively.

The hardness of the weld, cylinder side heat affected zone, and head side heat affected zone was 171 HV, 188 HV, and 165 HV, respectively. The average thickness of the cylinder side and head side was 3.71 mm and 4.24 mm, respectively.

The cylinder was made of 316L steel in the normal solution annealed state. The hardness of 316L steel is not specified in the ASTM A473-2017 standard. However, according to the standard Cold Rolled Stainless Steel Plates and Strips (GB/T 3280-2015), the hardness of 316L steel should not exceed 220 HV.

The high hardness of the head, which is related to the presence of a significant amount of deformation twins and slip bands in the structure, can be attributed to the fact that it is 316L steel in a cold work-hardened state.

1.5 Analysis of crack morphology

1.5.1 Crack surface analysis

Fig. 4 Sampling position of crack surface on the inner wall of storage tank

On the inner wall of the tank, cracks on the surface of Class A and Class B shall be sampled for analysis. The sample location is depicted in Figure 4.

After the sample is flattened, polished, and etched using an arc surface method, it is examined using an optical microscope. The microscopic morphology is illustrated in Figure 5.

It is apparent that both types of cracks extend in the direction of the crystal structure on the surface.

Fig. 5 Micromorphology of Type A and Type B Cracks on the Inner Wall of Storage Tank

The central part of Type A crack is broad, while its two ends are narrow.

The heat-affected zone on the head side exhibits both a coarse-grain zone and a fine-grain zone, with a total length of approximately 4mm.

The heat-affected zone on the cylinder side only displays a coarse-grain zone, approximately 0.8mm long, with no fine-grain zone present.

The base metal on the head side shows a significant number of deformation twins and slip bands, characterized by high deformation and distortion. Static recrystallization occurs during the welding process due to heating.

As a result of the high temperature near the weld, grain growth occurs after recrystallization and forms a coarse-grain area.

Only static recrystallization takes place in the area distant from the weld, and the grain does not grow, resulting in a fine-grain area.

The base metal on the cylinder side is in a solution-annealed state, with limited deformation and distortion, and insufficient recrystallization driving force.

Due to the high temperature near the weld, grain growth takes place directly, forming a coarse-grain zone.

As the temperature in the area away from the weld is lower than the grain growth temperature, only recovery occurs without recrystallization, and there is no fine-grain area similar to that on the head side. As a result, it is not possible to directly determine the extent of the heat-affected zone.

Both the barrel and head parent materials are made of 316L stainless steel, with similar thermal conductivity. The extent of the heat-affected zones on both sides of the weld is roughly the same.

Based on the extent of the heat-affected zone on the head side, it is inferred that the width of the heat-affected zone on the barrel is approximately 4mm.

It is observed that one end of some Type A cracks is located in the heat-affected zone, while the other end is located in the straight edge section of the head, with the center situated in the straight edge section of the head.

The remaining part of Type A cracks is located at the straight edge of the head.

All Type B cracks are situated in the heat-affected zones on both sides of the weld.

1.5.2 Crack section analysis

Fig. 6 Microstructure Morphology in the Wall Thickness Direction of Class A Cracks
Fig. 7 Microstructure Morphology in the Wall Thickness Direction of Type B Cracks

Figures 6 and 7 depict the microstructures of the two types of cracks in the direction of the wall thickness.

Type A cracks run from the inner wall to the outer wall of the tank, following the crystal, with varying depths. The severe parts of these cracks nearly span the full wall thickness of the tank, with a bifurcated crack tip and grain boundary that is not sensitized. They possess typical characteristics of intergranular stress corrosion cracking.

Type B1 and B2 cracks are mainly found in the heat-affected zones on both sides of the weld. These cracks extend along the grain, with a bifurcated crack tip and grain boundary that is not sensitized, displaying typical characteristics of intergranular stress corrosion cracking.

The microhardness of Type A, B1, and B2 cracks is 242 HV, 171 HV, and 157 HV, respectively.

The sharp decrease in hardness in the B2 type crack zone is due to the occurrence of static recrystallization after the welding process, which transforms the original deformed austenite grains.

Fig. 8 Depth of Type A Crack in Different Areas along the Same Crack Length Direction

To gain further insights into the origin position of Type A crack on the inner wall of the tank, the depth of the crack was dissected and measured at the center and both sides along its length direction. The results are presented in Figure 8.

The deepest part of the crack along the wall thickness direction is found in the middle, indicating that the origin of the Type A crack lies in the center of its length direction and extends from the inner wall surface towards both sides.

1.6 Residual stress analysis

The Residual Stress Analyzer is utilized to assess the residual stress of the cylinder and head, with the weld serving as the boundary. The testing is conducted in two directions, 0° (parallel to the weld direction) and 90° (perpendicular to the weld direction), and the results are depicted in Figure 9.

The residual tensile stress zones on the cylinder side at 0° and 90° are approximately 20mm and 12mm, respectively, from the weld centerline. On the head side, the residual tensile stress zones at 0° and 90° directions are approximately 17mm and 15mm away from the weld centerline, respectively.

Type A and Type B cracks are situated within the residual tensile stress zones.

2. Comprehensive analysis

Type A and Type B cracks are found in the residual tensile stress zone of the tank, both running along the wall thickness from the inner to the outer wall in the direction of the crystal.

Type A cracks start in the base metal area of the head and spread out along the surface perpendicular to the weld on both sides.

Type B cracks are situated in the heat-affected zone on either side of the weld and extend parallel to the weld along the surface.

The head is manufactured through a cold stamping process.

The head’s straight edge is formed by flanging the edge of the original sheet inward, which results in significant plastic deformation and residual tensile stress.

Under the prolonged influence of the initial cold working residual stress, a temperature of 65-70℃, and the service conditions of a KOH alkaline solution, intergranular stress corrosion cracking perpendicular to the weld is generated.

The original residual stress disappears due to the recovery and recrystallization of austenite grains after welding in the heat-affected zone.

Welding residual tensile stress is produced in the heat-affected zone due to the cooling shrinkage of austenite grains. This stress is mainly perpendicular to the weld, and under the prolonged effect of the service conditions of the KOH alkali solution at 65-70℃, intergranular stress corrosion cracking parallel to the weld is generated.

The cracking mechanism of the tank can be explained by the membrane cracking theory of alkali-induced stress corrosion cracking.

In the KOH alkali solution environment, a passive film forms on the inner wall surface of the tank, but it breaks under the high residual tensile stress.

Once the passivation film breaks, it doesn’t immediately reform on the metal surface in the fracture area.

The bare metal then comes into contact with the KOH lye, and OH- concentrates in the surface fracture area, leading to a reaction with the bare metal.

The bare metal reacts with the concentrated lye to form a metal oxide film, but this film breaks again under stress, repeating the passivation-fracture cycle, causing the crack to continue to expand and extend. Eventually, the tank cracks and leaks.

3. Conclusions and Suggestions

(1) The circumferential and axial cracks on the inner wall of the storage tank are caused by alkali-induced stress corrosion cracking.

The circumferential cracks are mainly caused by welding residual tensile stress, while the axial cracks are mainly due to cold working residual tensile stress on the straight edge of the head.

(2) To avoid circumferential cracks, it is important to control welding heat input and reduce welding residual stress.

To prevent axial cracks, a stress relief process should be added after the cold forming of the head to reduce the residual stress of cold working.

(3) To ensure the safe operation of equipment, non-destructive testing measures such as penetrant testing should be strengthened during operation for added protection.

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

As you found this post useful...

Follow us on social media!

We are sorry that this post was not useful for you!

Let us improve this post!

Tell us how we can improve this post?

Just a Step Away!

Sheet Metal Machines Await!

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top