Советы экспертов по принципам выбора зазора в заготовительных штампах | MachineMFG

Советы экспертов по принципам выбора зазоров в заготовительных штампах

0
(0)

1. Определения

Площадь поперечного сечения пуансона в заготовительном штампе обычно меньше, чем размер отверстия штампа. Между пуансоном и матрицей имеется определенное пространство, называемое зазором. Это можно увидеть на рисунке ниже.

зазор между пуансоном и матрицей

2. Влияние зазора на качество режущей части

В результате анализа процесса деформации заготовки было установлено, что при разумном зазоре микротрещины, образующиеся на кромке пуансона и матрицы, совпадают друг с другом. Это приводит к появлению большой светлой полосы на участке заготовки, небольшому углу разрушения и заусенцам, умеренной конусности участка и относительно плоской поверхности детали.

В результате можно добиться удовлетворительного качества заготовок, как показано на рисунке ниже.

Влияние зазора на качество режущей части

При заготовке, если зазор слишком мал, на участке заготовки появятся две четкие светлые полосы, а заусенец на верхнем конце будет значительным. В основном это связано с наличием верхней микротрещины, расположенной на краю пуансона, которая возникает из-за недостаточного зазора при заготовке.

Чтобы предотвратить это, рекомендуется расположить нижнюю микротрещину на краю штампа на некотором расстоянии от места появления верхней микротрещины (см. рис. 2.3-2). Таким образом, верхняя и нижняя трещины не будут располагаться тяжелее одной линии.

По мере уменьшения пуансона материал, находящийся между двумя трещинами, подвергается второму сдвигу, что приводит к образованию второй светлой полосы и дальнейшему удлинению заусенца, что приводит к ухудшению качества сечения.

С другой стороны, если зазор при заготовке слишком велик, верхняя микротрещина возникнет на краю пуансона, а положение нижней микротрещины на краю штампа будет смещено внутрь на определенное расстояние, так что верхняя и нижняя трещины не будут тяжелее одной линии.

Материал, находящийся между двумя трещинами, будет сильно растягиваться по мере уменьшения пуансона, в конечном итоге разрываясь и ломаясь. Это приведет к образованию большой зоны разрушения на участке заготовки, в результате чего светлая зона уменьшится, а заусенец и конусность увеличатся. Угол развала увеличится, что еще больше ухудшит качество сечения (см. рис. 2.3-4).

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что даже если при проектировании штампа выбрана соответствующая величина зазора, она не может обеспечить равномерное распределение зазор между штампами из-за проблем с обработкой или сборкой. В результате вряд ли удастся добиться идеального качества профиля и стороны с небольшим зазором.

Как уже отмечалось ранее, если зазор слишком мал, секция будет иметь характерный малый зазор, а если зазор слишком велик, секция будет иметь характерный большой зазор, что особенно ярко проявляется в штампах без направляющих стоек.

Поэтому важно обращать на это внимание во время производства.

3. Влияние расчистки на другие аспекты

(1) Влияние зазора в заготовке на точность размеров заготовки

Как уже говорилось ранее, во время заготовки в металлических деталях происходят как упругие, так и пластические деформации. Это означает, что упругая деформация должна происходить во время пластической деформации.

Вследствие упругой деформации материала во время заготовки, будет происходить восстановление этой упругой деформации после процесс зачистки завершается. Такое восстановление приведет к некоторому отклонению между фактическим размером заготовки и размером кромки пуансона и матрицы (см. рис. 2.3-5).

упругое восстановление заготовительной части

Вертикальная ось на рисунке представляет собой упругое восстановление заготовленной детали, а горизонтальная ось - относительный зазор заготовленной детали.

В процессе заготовки, по мере увеличения зазора, кривая изменения размеров заготовленной детали показывает, что деформация растяжения деформированного металла также увеличивается из-за увеличения растягивающего напряжения на деформированном участке.

После заготовки сжатый металл восстанавливается упруго, что приводит к уменьшению размера заготовленной детали. Этот отскок увеличивается с увеличением зазора при заготовке.

При постепенном уменьшении зазора размер заготовки также уменьшается. Когда зазор уменьшается до определенного предела (точка B на рис. 2.3-5), деформационные свойства заготовки также изменяются. Помимо сдвига, в материале происходит экструзионная деформация, в результате которой зона деформации переходит из состояния растяжения в состояние сжатия.

После заготовки сжатый металл восстановит свою упругость, в результате чего размер пуансона будет больше размера кромки матрицы.

При штамповке применяются те же процессы деформации и принцип упругого восстановления, но измеряемые объекты отличаются. В результате вывод противоположен выводу о том, что размер штампованных деталей увеличивается с увеличением зазора при штамповке.

Когда величина зазора меньше определенного значения (точка A на рис. 2.3-5), размер пробиваемой детали уменьшается, то есть размер пробиваемого отверстия меньше размера пуансона.

Важно отметить, что размерная точность заготовок в первую очередь зависит от конструкции и точности обработки штампа для заготовок. Приведенный выше анализ был выполнен при определенной точности изготовления штампа, и влияние зазора на точность гораздо меньше по сравнению с самим штампом.

(2) Влияние зазора в заготовке на силу заготовки

Чем меньше зазор, тем выше компонент сжимающего напряжения в зоне деформации материала, что приводит к увеличению сопротивления деформации материала и увеличению усилия, необходимого для заготовки. И наоборот, чем больше зазор, тем выше компонент растягивающего напряжения в зоне деформации материала, что снижает сопротивление деформации материала и усилие, необходимое для заготовки.

Однако практический опыт показывает, что при постепенном увеличении зазора (с одной стороны) в диапазоне от 5% до 2% толщины материала не происходит значительного снижения усилия заготовки.

(3) Влияние зазора в заглушке на силу разгрузки и силу выталкивания

Чем меньше зазор, тем больше упругое восстановление материала в зоне деформации, что приводит к уменьшению размера пробиваемой детали и увеличению размера заготовки. В результате увеличивается усилие разгрузки и усилие выталкивания.

С увеличением зазора, вследствие уменьшения упругого восстановления материала, размер пробиваемой детали увеличивается, а размер заготовки уменьшается, что облегчает выгрузку материала из пуансона или выталкивание деталей из отверстия матрицы.

Обычно, когда зазор (с одной стороны) увеличивается до 10% - 20% от толщины материала, сила разгрузки близка к нулю.

(4) Влияние зазора в заготовке на срок службы штампа

Практический опыт показывает, что среди множества факторов, влияющих на срок службы штампа, зазор в заготовке является наиболее важным.

В процессе заготовки возникает сильное трение между пуансоном и пробиваемым отверстием, а также между штампом и заготовкой. Чем меньше зазор, тем сильнее трение, что крайне негативно сказывается на сроке службы штампа.

Однако больший зазор уменьшает трение между кромкой пуансона и матрицей и материалом и может смягчить негативные последствия неравномерного зазора, вызванного ошибками при изготовлении и установке матрицы, тем самым увеличивая срок ее службы.

4. Определение величины зазора

Термин "разумный зазор" означает зазор, который обеспечивает удовлетворительное качество сечения заготовки, высокую точность размеров, минимизирует усилие заготовки (усилие разгрузки и усилие толкания) и обеспечивает длительный срок службы штампа при использовании его для заготовки.

Однако невозможно одновременно удовлетворить все эти требования, используя одно значение зазора. Поэтому при производстве необходимо всесторонне учитывать влияние различных факторов и выбирать соответствующий диапазон зазоров в качестве разумного зазора, исходя из конкретных требований к деталям.

Верхняя граница этого диапазона представляет собой максимальный разумный разрыв, а нижняя - минимальный разумный разрыв. Другими словами, разумный разрыв относится к диапазону значений.

При проектировании штампа рекомендуется выбирать зазор, исходя из конкретных требований к деталям и производству, следуя следующим принципам.

(1) Если нет особых требований к качеству поперечного сечения детали со встречным резом, можно выбрать большую величину зазора, чтобы увеличить срок службы штампа и уменьшить усилие заготовки для получения большей экономической выгоды.

(2) При высоких требованиях к качеству поперечного сечения деталей со встречным резом следует выбирать меньшее значение зазора.

(3) При расчете размера режущей кромки заготовительного штампа следует учитывать, что в процессе эксплуатации штамп будет изнашиваться, что приведет к увеличению зазора между режущими кромками. Размер режущей кромки следует рассчитывать исходя из минимального значения зазора.

На практике в штамповой промышленности накоплено большое количество эмпирических значений для штампованных деталей различной толщины различных штамповочные материалыПоэтому метод расчета теоретического зазора используется только в качестве справочного.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Inquire About Our Sheet Metal Machines Now!

Expert Tips for Blanking Die Clearance Selection Principles

0
(0)

Are you tired of producing low-quality blanked parts due to improper clearance selection in your blanking die? Do you want to improve the dimensional accuracy, section quality, and service life of your die? Look no further!

In this blog post, we will discuss the principles of clearance selection in blanking dies and its impact on various aspects of the blanking process.

By the end of this article, you will have a comprehensive understanding of how to determine the appropriate clearance value to achieve optimal results in your blanking operations.

So, let’s dive in and discover the secrets to producing high-quality blanked parts!

1. Definitions

The cross-sectional area of the punch in a blanking die is typically smaller than the size of the die hole. There is a specific space, known as the clearance, between the punch and the die. This can be seen in the illustration below.

gap between the punch and the die

2. Influence of clearance on the quality of cutting section

From the analysis of the blanking deformation process, it has been determined that when the blanking gap is reasonable, microcracks produced at the edge of the punch and die will coincide with each other. This results in a large bright band on the blanking section, a small collapse angle and burr, a moderate section taper, and a relatively flat part surface.

As a result, the quality of the blanked parts can be satisfactorily achieved, as shown in the figure below.

Influence of clearance on the quality of cutting section

When blanking, if the clearance is too small, two distinct bright bands will appear on the section of the blanked part, and the burr at the upper end will be substantial. This is mainly due to the presence of an upper microcrack located at the edge of the punch, which is caused by the insufficient blanking clearance.

To prevent this, it is recommended to stagger the lower microcrack’s position at the edge of the die a certain distance away from the position where the upper microcrack occurs (refer to Fig. 2.3-2). By doing so, the upper and lower cracks will not be heavier than one line.

As the punch decreases, the material sandwiched between the two cracks will undergo a second shear, resulting in the formation of a second bright band and further elongation of the burr, leading to poor section quality.

On the other hand, if the clearance during blanking is too large, the upper microcrack will occur at the edge of the punch, and the position of the lower microcrack at the edge of the die will be staggered inward by a certain distance, so that the upper and lower cracks will not be heavier than one line.

The material sandwiched between the two cracks will be greatly stretched as the punch decreases, eventually tearing and breaking. This will result in a large fracture zone on the blanking section, making the bright zone smaller and the burr and taper larger. The collapse angle will increase, further deteriorating the section quality (refer to Fig. 2.3-4).

Based on the analysis, it can be concluded that even if an appropriate clearance value is chosen in the die design, it cannot ensure uniform distribution of the die clearance due to processing or assembly issues. As a result, it is unlikely to achieve the ideal section quality and a side with a small gap.

As previously noted, if the gap is too small, the section will exhibit the characteristic of a small gap, and if the gap is too large, the section will exhibit the characteristic of a large gap, which is particularly pronounced in dies without guide posts.

Therefore, it is important to pay attention to this during production.

3. Impact of clearance on other aspects

(1) Influence of blanking clearance on blanking dimensional accuracy

As previously discussed, both elastic and plastic deformations occur in metal parts during blanking. This means that elastic deformation must take place when plastic deformation is occurring.

Due to the elastic deformation of the material during blanking, there will be a recovery of this elastic deformation after the blanking process is completed. This recovery will result in a certain deviation between the actual size of the blanked part and the edge size of the punch and die (refer to Fig. 2.3-5).

elastic recovery of the blanking part

The vertical axis in the figure represents the elastic recovery of the blanked part, while the horizontal axis represents the relative clearance of the blanked part.

During blanking, as the blanking clearance increases, the size change curve of the blanked part reveals that the tensile deformation of the deformed metal also increases due to the increase in tensile stress at the deformed area.

After blanking, the compressed metal will recover elastically, leading to a reduction in the size of the blanked part. This rebound increases with the increase in blanking clearance.

As the blanking clearance decreases gradually, the size of the blanked part also decreases. When the clearance is reduced to a certain extent (point B in Fig. 2.3-5), the deformation properties of the blanked part also change. In addition to shear, there is extrusion deformation in the material, causing the deformation zone to transition from a tensile state to a compressive state.

After blanking, the compressed metal will recover its elasticity, causing the size of the blanking punch to be larger than the size of the die edge.

During punching, the same deformation process and elastic recovery principle apply, but the objects being measured are different. As a result, the conclusion is opposite to that of the blanked parts, meaning that the size of the punched parts increases with the increase in blanking clearance.

When the clearance value is less than a certain value (point A in Fig. 2.3-5), the size of the punched part will decrease, meaning that the size of the punched hole is smaller than the size of the punch.

It is important to note that the dimensional accuracy of blanked parts is primarily dependent on the design and machining accuracy of the blanking die. The above analysis was performed under a certain die manufacturing accuracy, and the impact of clearance on accuracy is much smaller compared to the die itself.

(2) The impact of blanking clearance on blanking force

The smaller the gap, the higher the compressive stress component in the material deformation zone, leading to greater material deformation resistance and an increased blanking force required during blanking. Conversely, the larger the gap, the higher the tensile stress component in the material deformation area, reducing material deformation resistance and the blanking force required during blanking.

However, practical experience shows that when the gap (on one side) gradually increases within the range of 5% to 2% of the material thickness, there is not a significant decrease in the blanking force.

(3) Influence of blanking clearance on unloading force and pushing force

The smaller the gap, the greater the elastic recovery of the material in the deformation zone, causing the punched part size to be smaller and the blanked part size to be larger. As a result, the unloading force and pushing force increase.

As the gap increases, due to the reduced elastic recovery of the material, the punched part size increases and the blanked part size decreases, making it easier to unload the material from the punch or push out the parts from the die opening.

Typically, when the gap (on one side) increases to 10% to 20% of the material thickness, the unloading force is close to zero.

(4) Influence of blanking clearance on die life

Practical experience has shown that among the many factors affecting die life, the blanking clearance is the most important.

During the blanking process, intense friction occurs between the punch and the punched hole and between the die and the blanked part. The smaller the gap, the more severe the friction, which is extremely detrimental to the service life of the die.

However, a larger clearance will reduce the friction between the edge of the punch and the die and the material, and can mitigate the adverse effects of uneven clearance caused by manufacturing and installation errors of the die, thereby improving its service life.

4. Determination of clearance value

The term “reasonable gap” refers to a gap that allows for satisfactory workpiece section quality, high dimensional accuracy, minimizes the blanking force (unloading force and pushing force), and results in a long service life for the die when used for blanking.

However, it is not possible to simultaneously meet all of these requirements by using a single gap value. Therefore, in production, it is necessary to comprehensively consider the influence of various factors and select an appropriate gap range as a reasonable gap based on the specific requirements of the parts.

The upper limit of this range represents the maximum reasonable gap and the lower limit represents the minimum reasonable gap. In other words, a reasonable gap refers to a range of values.

When designing the die, it is recommended to select the gap based on the specific requirements of the parts and production, following the following principles.

(1) When there are no special requirements for the cross-section quality of the counter-cut part, a larger clearance value can be selected to improve the service life of the die and reduce the blanking force for greater economic benefits.

(2) When there are high requirements for the cross-section quality of counter-cut parts, a smaller clearance value should be selected.

(3) When designing the cutting edge size of the blanking die, it should be taken into consideration that the die will experience wear during use, which will increase the cutting edge gap. The cutting edge size should be calculated based on the minimum gap value.

In practice, the die industry has accumulated a large number of empirical values for stamped parts with different thicknesses of various stamping materials, so the theoretical gap calculation method is only used as a reference.

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

As you found this post useful...

Follow us on social media!

We are sorry that this post was not useful for you!

Let us improve this post!

Tell us how we can improve this post?

Just a Step Away!

Sheet Metal Machines Await!

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top